Волонтёрство в музее — особая форма культурного участия. Однако по мере роста интереса к волонтёрству становятся заметнее системные ограничения: задачи добровольцев и показатели их эффективности не сформулированы, а потенциал «помощников» расходуется на технические задачи. Отсутствие гибких форматов и понятных треков развития не позволяет музейным волонтёрским программам раскрыть свой потенциал.
Возникает парадокс: при высоком уровне мотивации и готовности к осмысленному участию, у волонтёров остаётся мало точек роста и обратной связи. Работа с добровольцами требует времени, методики, внутренней зрелости музейного менеджмента. Музею важно научиться видеть в них не просто бесплатных помощников, а будущих коллег и партнёров — и эффективно использовать их профессиональный и жизненный опыт.
В условиях растущей нагрузки на музейные команды и кадрового дефицита волонтёрские программы могут стать устойчивым ресурсом. Добровольцам нужна понятная, уважительная и развивающая среда — ведь они уже готовы инвестировать в культуру своё время, знания и личную мотивацию.
Как максимально эффективно использовать потенциал волонтёрских программ?
Какая методология лежит в основе эффективного управления волонтёрами?
Может ли волонтёрство стать ответом на кадровый дефицит в музейной отрасли?
Модератор: Елена Богданова, директор, Музей-заповедник «Кижи» Протоиерей Алексей Яковлев, руководитель проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера»
Спикеры: Анастасия Белякова, методист второй категории по музейно-образовательной деятельности, куратор волонтёрской программы, Государственный исторический музей Наталья Гомберг, руководитель службы по работе с детьми и молодёжью, Пушкинский музей Лидия Курицына, координатор проекта, проект «Общее Дело.Возрождение деревянных храмов Севера» Мария Макарова, начальник сектора внешних связей и коммуникаций, Международный центр реставрации Алексей Новосёлов, директор, Тотемское музейное объединение Мария Соболева, координатор волонтёрских программ, Музей-заповедник «Царицыно»
День программы: 1 день (21 мая)
Площадка: Третьяковская Галерея. Инженерный корпус