Важный фактор развития современного музея — участие в его жизни локальных сообществ. В идеале, музей должен знать свою аудиторию — не хуже, чем он знает свои коллекции, — и уметь разговаривать с разными посетителями на понятном для них языке.
Хотя общение с публикой всё чаще приобретает черты диалога, а сам посетитель становится собеседником — а порой и полноправным участником музейной деятельности, — в музейной практике ещё встречаются устаревшие стратегии коммуникации: назидательная риторика, сложные для восприятия тексты, неумение видеть реальные интересы и особенности восприятия отдельных категорий посетителей.
Кто из местных жителей ходит в музей, а кто нет — и почему? Как выглядит музей в глазах местного населения?
Что позволяет музею конкурировать с другими формами досуговой деятельности?
Насколько музей знает своих потенциальных посетителей и понимает их интересы и мотивы? Как сделать музей нужным и привлекательным для местного сообщества?
По каким принципам можно «эшелонировать» музейную аудиторию в диапазоне от пассивных посетителей до волонтёров и партнёров музея?
Модератор: Михаил Гнедовский, к.и.н., доцент, руководитель магистратуры «Наследие в современных культурных практиках» Московской высшей школы социальных и экономических наук
Спикеры: Роман Жукарин, директор, Нижегородский государственный художественный музей Лилия Кашенцева, директор, Тульский историко-архитектурный музей Паулу Жозе Насименту Лима, директор, Музей Лазара Сегалла (Бразилия) Дмитрий Мухин, заведующий научно-экспозиционным отделом, Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семёнково» Наталья Федянина, директор, музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска», куратор, арт-резиденция PolArt, член Президиума ИКОМ России